В чеченской исторической науке сложилась довольно парадоксальная
ситуация. Наша древняя история изучается и рассматривается нашими
исследователями через изучение древнейшей истории в целом. То есть, свою
собственную историю мы видим через историю других народов древности
(географически близких или отдаленных). То же самое можно сказать и об
освещении проблемы этногенеза чеченской нации – имеется довольно большая
литература, посвященная роли нахов (нохчи) в этногенезе целого ряда
народов, но практически нет работ по этногенезу собственно чеченцев. В
результате данную проблематику ни в коей мере нельзя считать достаточно
освещенной. Гораздо менее освещено участие нахов (нохчи) в политогенезе
целого ряда государств древности и раннего средневековья. В настоящее
время в науке господствует теория бессинтезного и синтезного путей
политогенеза. Бессинтезный путь предполагает возникновение государства
«естественным» образом в этнокультурных общностях, оказавшихся
достаточно изолированными в силу неких исторических и географических
условий. В истории такие случаи встречаются редко, причем бессинтезный
политогенез сопровождается замедлением социального развития. Напротив,
синтезный политогенез предполагает участие в создании государства двух и
более этнических групп, которые находятся в процессе устойчивого
взаимодействия. При этом одна из этнических групп на начальной стадии
политогенеза играет роль социальной верхушки (политической элиты)
возникающего государства, а сам процесс формирования государства, как
правило, происходит одновременно с процессом взаимной ассимиляции. Лишь в
отдельных случаях, когда между этническими группами, вовлеченными в
политогенез, оказываются слишком большие различия, взаимная ассимиляция
(в первую очередь культурная) оказывается невозможной, что, в свою
очередь, может привести к краху уже оформившегося государственного
образования. Примером могут служить такое государственное образование,
как государство гуннов, созданное Атиллой. В процессе синтезного
политогенеза этническое происхождение социальной верхушки имеет важное
значение, поскольку оказывает непосредственное влияние на
социально-политическую структуру вновь образуемого государства, его
культурные традиции и т.д. Для нас политогенез в том же Ханаане или
Древней Руси тем и интересен, что в качестве социальной верхушки (или
катализатора государствообразования) выступали нахи (нохчи). Необходимо
оговориться, что мы не ставили перед собой цель специального
исследования роли чеченцев (нохчи) в этногенезе других народов или же
политогенезе ряда государств. Нас больше интересовали истоки
происхождения чеченцев (нохчи) как самостоятельного этноса, которые
лежат в глубокой древности. Понятно, что в своих поисках мы обращались
как к имеющимся письменным свидетельствам, так и к возможностям, которые
открывает перед исследователями языкознание. Отправной точкой для нас
послужили Священные Писания Единобожия (Тора, Библия и Коран),
подтверждающие единство происхождения всего человечества и существование
некоего первоязыка, послужившего основой для нынешнего языкового
многообразия. Правда, при обращении к таким источникам как Тора и
Библия, необходимо постоянно иметь ввиду, что их свидетельства зачастую
нуждаются в объективной проверке. Связано это с тем, что Божественное
Откровение (без сомнения, послужившее основой для указанных книг)
подверглось в них значительной редактуре со стороны древних
составителей. Указанный факт признается всеми учеными. Об этом же
говорится и в Священном Коране. В частности, в одном из аятов сказано о
тех, кто сознательно искажал смысл Божьих заповедей: «13. За то, что они
нарушили завет, Мы прокляли их и ожесточили сердца их. Они сознательно
искажают слова (Аллаха) и забыли часть того, что им было велено». В
другом аяте говорится: «46. Из иудеев есть такие, которые искажают слова
(Господа) и говорят: «Мы слышали, но не повинуемся»…».[1] С точки
зрения Ислама христианство и иудаизм содержат множество отклонений от
Единобожия, а кроме того, они скрыли целый ряд Божественных законов, а
также весть о предстоящем приходе пророка Мухаммада: «15. О, люди
Писания! Наш посланник пришел к вам, чтобы открыть многое из того, что
скрыли вы из Писания, и он многое обошел молчанием».[2] Отрицает Коран и
так называемую эволюцию религиозных воззрений, согласно которой
человечество шло к Единобожию через первоначальное поклонение силам
природы: «213. Люди были одной общиной, и послал Аллах пророков
вестниками и увещевателями и ниспослал с ними Писание с истиной, чтобы
рассудить между людьми в том, в чем они разошлись. А разошлись только
те, которым она была дарована, после того как пришли к ним ясные
знамения, по злобе между собой».[3] Сделав эту необходимую оговорку, в
очень сжатой форме напомним читателю Священную Историю человечества.
Завершающим актом сотворения мира стало создание Всевышним человека.
Наши прародители Адам и Хава (Ева) нарушили Божий запрет, за что были
изгнаны из райского сада. Для жизни им отведена вся земля, дан разум и
способность различать Добро и Зло, однако потомки Адама постепенно
впадают в бесчестие и начинают поклоняться ложным богам. Следствием
становится наказание в виде потопа, который, однако, не коснулся тех,
кто сохранял праведность. В результате история человечества во второй
раз начинается как бы с чистого листа, а в роли нового родоначальника
оказывается праотец Нох (Ной/Нух/Ноах). В свою очередь, его сыновья
становятся «отцами» множества народов, причем Тора и Библия появление
языкового многообразия связывают с попыткой части людей, впавших в
язычество, бросить вызов Всевышнему, построив так называемую Вавилонскую
башню. Разгневанный Бог в отместку «смешал языки» строителей башни,
после чего они перестали понимать друг друга и были вынуждены прекратить
строительство. Священный Коран, признавая сам факт строительства
Вавилонской башни, дает другое объяснение делению человечества на
различные этнические группы. Исламская религия исходит из того, что
этническое и конфессиональное разнообразие даровано людям Всевышним для
того, чтобы испытать их готовность к объединению и следованию путем
добродетели: «Если бы Аллах захотел, Он сделал бы вас одной общиной. Но
Он хотел вас испытать тем, что дал вам. Поэтому соперничайте друг с
другом в добрых делах. К Аллаху вы все возвратитесь, и Он укажет вам, о
чем вы спорите между собой».[4] Таким образом, разделив человечество на
различные народы, каждый со своим языком, Всевышний тем самым открыл
перед людьми возможность самосовершенствоваться путем «познания» своих
отличительных особенностей. Нет сомнения, что речь в данном случае идет
не только о научном познании, но и развитии нравственном, духовном, без
чего отношения между различными народами не могут быть по настоящему
дружественными и добрососедскими. Вместе с тем, Священная История
содержит еще один очень важный момент, на который светские исследователи
обычно не обращают должного внимания. История человечества передана в
Священных Писаниях как история пророков, посылаемых к человечеству. При
этом Коран различает пророков, посылаемых к каждому народу из его же
среды и посланников, миссия которых распространяется на все
человечество. Последних Исламская религия насчитывает двадцать пять и
все они (от Адама и до Мухаммада (да благословит его Аллах и
приветствует) имеют единое происхождение. Понятно, что все допотопные
пророки, включая Ноха (Ноя/Нуха/Ноаха), происходили от Адама.
Родословная же всех последующих великих пророков восходит к Арфаксаду
(Арпахсаду), внуку пророка Ноха (Ноя/Нуха/Ноаха). [1] Значение и смысл
Корана. В 4-х т. Т. 1. – М., 2002. – С. 272, 367. [2] Значение и смысл Корана. В 4-х т. Т. 1. – М., 2002. – С. 369. [3] Значение и смысл Корана. В 4-х т. Т. 1. – М., 2002. – С. 102-103. [4] Значение и смысл Корана. В 4-х т. Т. 1. – М., 2002. – С. 395.