Вторник, 07.05.2024, 21:55
Приветствую Вас Гость | RSS
GANSDOG


Главная  Каталог статей | Регистрация | | Вход
Меню
$$$ для web-мастеров
RevolverMaps
Фазы луны
Теги
Время жизни сайта
ТВ-Онлайн
ГТРК ГРОЗНЫЙ онлайн
Реклама
$$$ для web-мастеров
Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Мухаммад Ибн Абд Аль-Ваххаб
 XVII вв. значительную часть арабских земель завоевали турки. Турецкие султаны, бывшие поначалу воинствующими суннитами, в дальнейшем отличались значительным либерализмом в вопросах веры Мусульманское духовенство, поддавшись общему духу изнеженности, в большинстве своем ушло от суровых порядков раннего ислама и не требовало с прежней строгостью соблюдения норм шариата. На территории Османской империи процветали бесчисленные суфийские ордена.
 Введенный ими культ святых распространился по всему исламскому миру. Также под влиянием суфиев среди мусульман получила распространение музыка, вошло в употребление спиртное, курение табака и гашиша, занятия астрологией и магией.
 Прежняя чистота нравов исчезла. Весьма нередки были пьянство и разврат.Порицаемая Мухаммадом роскошь свободно процветала среди его последователей. Категорически запрещенное исламом монашество усердно поддерживалось толпами дервишей. Пышным цветом, в особенности на окраинах империи, расцвели суеверия и почитание святых.
Воспринятый многими полудикими, варварскими народами ислам постепенно изменился до неузнаваемости. Главный догмат мусульманской религии — единобожие — оказался практически забыт, а Сам Аллах был оттеснен на задний план и заслонен местными культами и культиками. На Мухаммада стали смотреть как на полубожество и воздавать ему неумеренные почести. За пророком следовала целая когорта святых, более или менее чтимых. Почти каждая мусульманская деревушка имела своего святого патрона, а каждый город имел их по несколько.
В честь этих святых иногда приносили даже жертвы. Принадлежность к мусульманству стала ограничиваться лишь формальным соблюдением обрядов. Короче, ислам перестал быть исламом Мухаммада.Как ни странно, особенно рельефно эти черты проявились на родине ислама — Аравийском полуострове. Аравийский историк конца XVIII в. Ибн Ганнам так описывал современные ему нравы: «В те времена большая часть людей погрязла в скверне… Они стали предаваться поклонению святым и праведникам и забросили единобожие и религию. В своем неверии они превысили жителей доисламской Аравии, и многие считали, что именно эти заблуждения были настоящей религией, потому что так же верили их отцы и предки».
 Далее Ибн Ганнам приводит несколько примеров укоренившихся суеверий, которые граничили с идолопоклонством. Так в местечке Фида поклонялись одной из местных пальм. Женщины, которые не могли выйти замуж, стекались сюда со всей округи, молились, совершали вокруг пальмы шествия и вешали на нее украшения. В Мекке находилось множество могил святых, окруженных величайшими почестями. Жители Джидды считали, что у них находится могила Евы.
 На могилах святых приносились жертвы. Процветали магия и колдовство. Бедуины открыто приносили жертвы джиннам, солнцу и умершим предкам.Такое положение вещей в конце концов вызвало протестное движение за возвращение исламу его первозданной чистоты. Основоположником его стал Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, по имени которого оно получило название ваххабизма. Он происходил из Аяйны — одного из оазисов Неджда — области внутренней Аравии, окруженной кольцом пустынь, недоступной для захватчиков и потому сохранившей свою независимость.Родился будущий вероучитель в 1703 или 1704 г. Его отец Абд аль-Ваххаб ибн Сулайман был мусульманским судьей (кади).
Уже в детстве Мухаммад проявлял большие способности и глубоко изучил Коран. В 12 лет он достиг зрелости, начал молиться в мусульманской общине, и отец женил его.
 Затем Ибн Абд аль-Ваххаб совершил с разрешения отца паломничество в Мекку, два месяца пробыл в Медине и вернулся домой. В дальнейшем он много путешествовал по соседним странам, побывал несколько раз в Хиджазе (область на побережье Красного моря, где располагались священные города Мекка и Медина) и иракской Басре.Затем он некоторое время жил в Хасе (область на побережье Персидского залива между Кувейтом и Катаром).
Свои проповеди Ибн Абд аль-Ваххаб впервые стал произносить в Басре. Именно там он обратился к правоверным с призывом вернуться к нормам «истинного единобожия» в исламе. Местные жители, возмущенные его резкостью, изгнали Ибн Абд аль-Ваххаба из города. По пути из Басры в Зубайр он едва не погиб в пустыне от жажды, но был спасен одним из местных жителей. Неудачное начало не обескуражило его.Возвратившись на родину, Ибн Абд аль-Ваххаба поселился в Хураймиле (одном из оазисов Неджда) и с новой силой стал проповедовать свои идеи. В это время он написал «Книгу единобожия».Суть вероучения Ибн Абд аль-Ваххаба состояла в том, что Аллах един.
 Он — Творец мира, его Господин и только Он дает ему законы. Из сотворенного Аллахом нет ничего и никого равного Ему. Аллах не нуждается ни в чьей помощи, как бы кто-либо не был близок к Нему. Лишь в руках Аллаха способность совершать добро и зло. За исключением Аллаха, в природе нет никого, кто был бы достоин возвеличивания или поклонения.
Люди впали в величайший грех, наделяя творения Аллаха Его способностями и атрибутами. Нельзя приносить жертвы никому, кроме Аллаха, и о помощи тоже нельзя просить никого, кроме Аллаха. Ангелы, пророки, праведники и святые не могут быть заступниками перед Богом за грехи мусульман, и потому чрезмерное почитание их есть грех. Нельзя превращать надгробия святых в идолы и строить на могилах мечети.
Святым нужно воздавать уважение и почет, но не поклоняться им. Мухаммада, пророка ислама, Ибн Абд аль-Ваххаб (в полном соответствии с Кораном) считал обычным человеком, которого Аллах избрал для пророческой миссии. Его нельзя обожествлять, ему не следует поклоняться и у него нельзя ничего просить. Ибо все это есть проявления греховного многобожия.
 Ибн Абд аль-Ваххаб осуждал магию, колдовство, прорицателей, а также заклинания, амулеты и талисманы, пьянство, курение, наркотики и роскошные одежды. Ислам, по его мнению, имел своим источником только Коран и Сунну.
 Все позднейшие нововведения — это недозволенные новшества, которые должны быть отменены. (Исходя из этого краткого обзора, может показаться, что Ибн Абд аль-Ваххаб не был основателем нового вероучения, а только возрождал ислам в его первозданной чистоте. Однако это не совсем так. Современный ему суннизм, в особенности после тех новшеств, которые внес в него аль-Газали, уже очень отличался от суннизма, близкого к пророку.
 Поэтому для современников Ибн Абд аль-Ваххаба его учение было новым и почти что революционным. Фактически он выступил против той формы ислама, которая была официально принята в Османской империи). В 1740–1741г., когда умер его отец, Ибн Абд аль-Ваххаб стал кади вместо него.
Но исполнял он эту должность недолго. Местные арабы, возмущенные тем, что новый судья все время порицал их за развратную жизнь, задумали его убить. Он бежал в Аяйну и прожил там три года, неустанно продолжая свои проповеди. Будучи человеком большого мужества и страсти, он в высшей степени обладал искусством убеждать и покорять сердца.
Вскоре у Ибн Абд аль-Ваххаба появились последователи. Аяйнский эмир Осман ибн Хамад полностью принял его учение, уничтожил святилища местных святых и возродил все древние нормы шариата. Но усиление влияния нового вероучения вызвало тревогу у правителя Хасы Катифа. Он добился изгнания ваххабитов. Вместе со своим наставником они перебрались в соседний оазис Дарийю, где их принял под свою защиту местный шейх Мухаммад ибн Сауд.В то время Дарийя — столица будущего ваххабитского государства — влачила жалкое существование. Ибн Сауд не мог обеспечить питанием даже ближайших учеников Ибн Абд аль-Ваххаба, и они были вынуждены работать по ночам, чтобы иметь возможность учиться днем. Но такое положение продолжалось недолго.
Вступив в союз с Ибн Абд аль-Ваххабом и его сподвижниками, Мухаммад ибн Сауд начал священную войну с соседними эмирами и шейхами, которые отказывались принимать ваххабизм. После первых же набегов на соседние племена появилась богатая добыча. Силы Саудидов стали быстро расти, а вероучение, распространяемое ими, приобретало все больше сторонников. Этому способствовало также то, что ваххабизм фактически превратился в знамя арабского национального движения против турецкого господства в Аравии.
Война за овладение Неджем продолжалась четверть века. К 1786 г. эмиры Дарийи одержали в Центральной Аравии полную победу. На месте множества мелких враждовавших между собой княжеств образовалось сравнительно крупное теократическое государство во главе с династией Саудидов. Поначалу Ибн Абд аль-Ваххаб принимал самое активное участие в управлении: снаряжал армии, занимался внутренними и внешними делами, участвовал в разделе добычи (ему часто доверяли это щекотливое дело, так как репутация его была безупречной). Но постепенно он отошел от государственных дел и всецело посвятил себя религии.
Благодаря ему была создана крепкая школа ваххабитских богословов. Во многих оазисах открылись школы, где учили грамоте и чтению Корана. В Дерийе была собрана значительная богословская библиотека. Все это способствовало искоренению суеверий и распространению правоверия (в том смысле, в каком его понимали ваххабиты). Умер Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб в 1792 г., в разгар покорения Хасы. Он был человек большой жизненной силы, имел двадцать жен и оставил после себя восемнадцать детей. Пятеро его сыновей и многочисленные внуки сделались известными богословами. Правда, в последние годы жизни он одряхлел и мог выходить на молитву только при поддержке двух сопровождающих.Посеянные Ибн Абд аль-Ваххабом зерна дали всходы.
После смерти основателя вероучения Саудиды объединили в своих руках светскую и духовную власть. Их следующим шагом стало распространение ваххабизма на весь полуостров. Эту задачу удалось осуществить внуку Мухаммада ибн Сауда эмиру Сауду II. На юго-востоке ему осмелился противостоять только султан Омана, опиравшийся на поддержку англичан.
На западе полуострова правители Таифа и Асира вскоре примкнули к ваххабизму, но шериф Мекки Галиб оказал Саудидам ожесточенное сопротивление. Только в 1803 г. тем удалось захватить Мекку, после чего здесь были истреблены все проявления фетишизма и идолопоклонства. Кааба лишилась своего богатого убранства, могилы «святых» были разрушены, а муллы, упорствовавшие в старой вере — казнены. В 1804 г. эмир Сауд овладел Мединой. К 1806 г. он присоединил к своему государству весь Хиджаз.После этого военные действия переместились за пределы Аравии — в Сирию и Ирак.Однако здесь ваххабиты столкнулись с упорным сопротивлением шиитского населения.В результате им не удалось удержать за собой ни одного хоть сколько-нибудь значительного города.
 А вскоре ваххабитам пришлось вообще забыть о внешней агрессии. В 1811 г. против них выступил правитель Египта Мухаммад Али. Египтяне захватили порт Янбо, а затем начали продвигаться в глубь полуострова. В 1812 г. они овладели Мединой, а в 1813 г. — Меккой. Вскоре был завоеван весь Хиджаз. В 1815 г. Мухаммад Али разгромил при Басале 30-тысячную армию ваххабитов. В 1818 г. египтяне вторглись в Неджд и после пятимесячной осады взяли оплот ваххабизма — Дарийю. Город был превращен в развалины, а все его население разбежалось.Взятого в плен эмира Абдуллаха I в том же году обезглавили в Стамбуле. Несколько десятилетий ваххабиты влачили жалкое существование. Но они не были побеждены окончательно и копили силы для новой борьбы. В 1902 г. представитель боковой ветви Саудидов Абд аль-Азиз II восстановил ваххабитское государство с центром в Эр-Рияде и стал быстро подчинять соседние племена. Его полувековое правление стало целой эпохой в истории Аравии. Начав как бездомный изгнанник, безземельный эмир, он закончил его абсолютным монархом большого королевства Саудовская Аравия, объединившем в своих границах большую часть Аравийского полуострова.Священные города Мекка и Медина также оказались под его властью.

Вероучение шейха Мухаммадда ибн Абд аль-Ваххаба

Р.В.Ислямов

Ни одна личность сравнительно давней мусульманской истории не привлекает к себе такое внимание в России, как Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб. Но интерес к его персоне носит не академический, а, скорее, политический характер и связан с религиозно-политическим феноменом, который именуется политиками, журналистами, да и европейцами в целом "ваххабизм". Пропагандируемый современными европейскими и российскими СМИ, а если точнее, то наиболее экспансивными журналистами, "ваххабизм" рассматривается едва ли не как главная угроза стабильности в мусульманских регионах, России и Европе. С этим явлением связывается и принимающая форму терроризма ведущая к столкновению цивилизаций так называемая "исламская угроза" всему человечеству.

Такое понимание "ужасающего ваххабизма" возникало еще в высшем руководстве Османской

империи. Совершенно очевидно, что появление в XVIII в. на территории современной Саудовской Аравии вероучителя с идеями централизации было противно Порте из-за боязни потерять свое место под солнцем; потеряв Аравию, правитель Османской империи в первую очередь лишался важнейших экономических и стратегических объектов - Мекки и Медины. Постепенно суждения о "ваххабизме" приобретают новые масштабы, имеющие своей задачей опорочить это явление в глазах общественности.

Вопрос о вероучении Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба является дискуссионным, в частности, в связи с неоднозначными оценками "ваххабизма", данными общественностью, СМИ, современными исследователями. Ведь одни склонны видеть в "ваххабизме", как отечественный востоковед А. М. Васильев, идеологическое оружие раннефеодальной централизации в Аравии (1). Другие, как муфтий Дагестана Абубакаров, определили это учение как псевдорелигиозное политическое течение с экстремистским уклоном" (2). Муфтий Мекки Зайни Дахляни отмечал, что, "подрывая веру людей и лишая их надежды на мир, покой и безопасность, это течение стало антиисламским. Более того, это движение лишало мусульман уверенности в том, что они сами на истинном пути и их учитель истинный" (3).

Для выяснения сущности призыва Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба необходимо обратиться к его вероучению и историческим условиям его появления.

Что касается исторических условий появления вероучения шейха, то оно было вызвано рядом объективных причин, среди которых можно выделить внутренние и внешние. Среди внутренних можно назвать: межплеменные распри, междоусобные войны, распространения культа святых, что означало отсутствие единой идеологии (в мусульманских странах идеология выступает в качестве консолидирующего фактора), а самое главное - отход от норм традиционного ортодоксального ислама времен пророка Мухаммада. К внешним относятся; захват турками в XVI в. прибрежных областей Аравии (Хиджаза, Асира и Йемена), создание англичанами, голландцами и португальцами своих баз на восточном побережье полуострова, захват персами в XVIII в. аль-Хасы, Омана и Бахрейна. Примечательно, что здесь можно увидеть некую аналогию с сюжетами из истории пророка Мухаммада. В VI-VII вв. к таковым относятся контроль торговых путей со стороны Персии и Византии, разложение нравов. В XVIII в. г междоусобные войны, турецкое владычество, кризис в культуре и религии. Для разрешения этих вопросов в VI-VII вв. появляется религия ислам. Но почему Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб выдвигает свое вероучение, которое, по сути, ничем не отличается от ортодоксального ислама? Причина, как нам представляется, кроется в идеологической борьбе, противостоянии между "турецким исламом" и исламом, к которому призывал Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб в борьбе за право называться "колыбелью ислама", и возвратить арабам контроль над святынями мусульман - Меккой и Мединой.

Совершенно очевидно, что для искоренения "джахилийи", консолидации аравийских племен, освобождения от турецкого владычества одной лишь идеологии недостаточно, так как жители Аравийского полуострова находились на разных уровнях социально-экономического развития и большинство их были неграмотными и необразованными. Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб понимал это прекрасно. В этой связи он пошел на сближение с власть предержащими: в 1740-х гг. заключил унию с представителями светских князей из династии Аль Саудов. Этот факт свидетельствует, что шейх был дальновидным политиком, чему в немалой степени способствовали его знания в области богословия и постоянное пребывание в путешествии по мусульманским княжествам, сопровождавшееся обучением у знатных ученых, постоянным общением с людьми.

Так, выявив исторические условия и отчасти раскрыв личность Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, необходимо перейти непосредственно к его вероучению.

Главным источником по изучению этого вопроса является труд шейха "Книга единобожия" ("Китабу ат-таухид"). Это некое собрание выдержек (цитат) из Корана и сунны пророка Мухаммада с комментариями самого шейха и его предшественников: средневековых ханбалитских теологов Ибн Таймийи и Ибн Кайима. В этом сочинении центральное место занимает принцип таухида - единобожия, который выражается в формуле "Нет божества, кроме Аллаха" (4). Призыв следовать таухиду, бороться против нововведений, элементов многобожия не является чем-то новым в истории ислама. Одной из наиболее ярких фигур, призывавших к чистому исламу, был сирийский ученый и теолог Ибн Таймийа (1263-1328). В своих проповедях и сочинениях он выступал против "недозволенных новшеств", подвергая критике попытки привнесения в ислам элементов философии, ориентированной на эллинистические традиции (фалсафа), рационализма калама (опора на разум), культа "святых" и практики паломничества к могиле пророка Мухаммада.

Говоря о единобожии, опираясь на Коран, сунну и учение Ибн Таймийи, Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб выделяет три его составляющие (5):

- единственность Аллаха в обладании прекрасными именами и качествами (Таухид аль-Асма ва-с-Сифат). Данное положение подразумевает абсолютное совершенство Бога во всех качествах;

- единственность Аллаха в господстве (Таухид ар-Рубубиййа), то есть Аллах является создателем всего;

- единственность Аллаха в божественной природе, иначе говоря, в поклонении, то есть поклоняться нужно только Аллаху (Таухид аль-Улухиййа, или Таухид аль- 'Ибада).

Эти три составляющие единобожия, ислама Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб определил как "абсолютный таухид". Для мусульман таухид ар-Ру-бубиййа является бесспорным фактом. Однако же в отношении Таухида аль-Асма ва-с-Сифат и Та-ухида аль-Улухиййа среди мусульман нет единства.

Эти составляющие таухида связаны с конкретизацией тех или иных положений в исламе (например, в отношении имен и качеств Аллаха: большинство говорят, что их 99, другие выделяют 6). Поскольку Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб был религиозным деятелем и политиком, а политика - это всегда конкретика, то наибольшее внимание он уделял третьей составляющей таухида. В подтверждение важности поклонения он в начале своего труда приводит аяты из Корана, где Аллах сказал: "Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне" (6), а также: "И поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему ничего..." (7). Ссылаясь на учение Ибн Таймийи, Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб определил термин "поклонение" как подчинение Аллаху, основанное на повиновении тому, что приказал Аллах устами пророков. Более того, "поклонение - это понятие, объединяющее все слова и дела, как явные, так и скрытые, которые любит Аллах и которыми Он доволен" (8). Таким образом, поклонение в вероучении Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, как и у его предшественника Ибн Таймийи, ключевой момент в таухиде, а единобожие (таухид) в свою очередь - "величайшее повеление религии, основа всех основ и платформа всех дел" (9).

Далее, развивая идею таухида аль-улухиййа, то есть поклонения, он приходит к пониманию необходимости борьбы с недозволенными новшествами и суевериями. Это означало восстановление единообразия в поклонении, что в свою очередь вело к успешной консолидации и централизации разрозненных аравийских земель. Возникает вопрос: как единообразие в поклонение, может привести к объединению Аравии? Дело в том, что религия в мусульманских странах является регулятором, основой всей их жизни, начиная с бытовой и хозяйственной деятельности вплоть до духовной и религиозной составляющей.

Изучая сочинение вероучителя "Книгу единобожия", мы обнаружили, что примерно треть книги он посвятил вопросам нововведения, ширка (многобожия). Лексическое значение слова бид'а (арабск.) - любое нововведение. Смысловая же нагрузка этого термина имеет две стороны: нововведение в шариате и обычное нововведение. "Как шариатский термин "бид'а" есть то новое, что вносится в религию вопреки велениям Аллаха и пророка и их частным и общим указаниям" (10): строительство и облицовка гробниц на могилах, над которыми водружались целые строения, использовавшиеся в качестве мечетей; принесение обетов святым и мертвым; гадания, суеверия, колдовство, поклонение идолам. Именно от этого предостерегал Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб своих современников, приводя им в пример изречение Пророка:".. .Поистине... нововведение есть заблуждение!"' (11). В обычном же словоупотреблении слова "бид'а" означает изобретение, которому не было прецедентов (12). Это помогает объяснить сообщения о том, что некоторые сподвижники одобряли отдельные нововведения. Примером могут служить слова второго праведного халифа Умара (правил до 644 г.), сказанные им во время рамадана, когда люди были собраны для совершения дополнительной ночной молитвы под руководством одного имама: "Это хорошее нововведение" (13). То же самое относится и к собиранию воедино Корана при жизни Абу Бакра, сражение с теми, кто отказывался выплачивать закят (14), и ряд других нововведений, которые были одобрены сподвижниками пророка Мухаммада.

Для борьбы с ересью и нововведениями шейх выдвигает еще один ключевой принцип своего призыва - восстановление обязанности побуждать к одобряемому и запрещать порицаемое. Следование им является неукоснительной обязанностью для общины в целом и для каждого мусульманина, обладающего соответствующими возможностями, в частности. Вместе с тем выполнение этих обязанностей должно отвечать определенным условиям. И в одном из своих посланий шейх отмечает: "Ученые люди говорят: тот, кто повелевает совершать одобряемое и запрещает порицаемое, должен отвечать трем условиям: 1) он должен знать, что попадает в категорию повелеваемого, а что - запрещаемого; 2) должен быть мягок как в повелении, так и в запрете; 3) должен быть терпелив в перенесении тех страданий, что могут выпасть ему" (15).

Необходимо отметить, что Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб не ограничивался лишь изложением на бумаге своих взглядов по этому вопросу, но делал все возможное для их реализации на практике, что привело к непониманию со стороны других ученых. В частности, в своем послании к одному из ученых города Медины, объясняя причины разногласий со своими противниками, он отмечает, что по отношению к законам ислама у них нет разногласий, "однако же мы еще и действуем по мере наших возможностей ради реализации хорошего и запрещении дурного, приводя людей к порядку. . ." (16). Именно акцент на реализацию на практике и пропаганду явился одной из решающих причин столкновения с противниками призыва вероучителя.

Обосновывая свое понимание тayxидa и руководствуясь Кораном, Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб отмечает, что к важнейшим принципам ислама, единобожия относится опора на Коран (17) и Сунну пророка Мухаммада. В Коране по этому поводу сказано: "О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас. Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то верните это Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. Это лучше и прекраснее по исходу" (18). Данным положением Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб дает понять, что в решении любых вопросов необходимо апеллировать к Корану и Сунне.

К основным принципам вероучения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба относится и "открытие врат иджтихада" (19). Шейх разделил иджтихад на два вида: абсолютный и частичный (ограниченный). И в соответствии с этим он разделил людей, занимающихся этими вопросами, на абсолютных и ограниченных муджтахидов (20). "К первым он относил тех, кто имеет подготовку в делах религии и способен на вынесение независимого суждения, подобно четырем имамам (21). Вторые же не достигают степени первых, однако имеют весьма глубокие познания в тех вопросах, за суждением о которых к ним обращаются" (22). Также он отмечает: "Мы не заслуживаем степени иджтихада, и ни один из нас на это не претендует, однако же в некоторых вопросах, если подходит нам очевидный текст из Корана или Сунны, не упраздненный, не специальный, у которого нет противоречащего ему более сильного текста, на котором основывался бы один из имамов, то принимаем его и выходим за рамки того или иного мазхаба" (23). Становится очевидным важность принципов, относящихся к "открытию врат иджтихада" в тех вопросах, в которых он допустим, хотя в целом, как и Ибн Таймийа, Мухам-мад ибн Абд аль-Ваххаб принижал роль иджтиха-да, отводя первостепенную роль Корану и Сунне. В целом принцип "открытых врат иджтихада" в вероучении может свидетельствовать об образованности шейха, его высоких аналитических способностях. Он прекрасно осознавал и понимал необходимость приспособления ислама к веяниям "нового времени", меняющимся социально-экономическим и политическим условиям. Это давало возможность выносить суждения по тем или иным вопросам, которым не было прецедентов, опираясь на Коран и Сунну.

Рассмотрев основные положения вероучения шейха, можно увидеть преемственность их с учением Ибн Таймии, однако А. В. Васильев отмечает, что учение "ваххабитов" значительно проще, они не углублялись в сложные религиозно-философские вопросы, как это делал Ибн Таймийа (24). Исходя из политических, социально-экономических условий, когда основная масса жителей Аравии (бедуины, мелкие крестьяне) были неграмотным и, жили в постоянном напряжения от междоусобных войн и межплеменных распрей, ставка шейха на "примитивизм" вероучения была весьма рациональным и обдуманным шагом.

В целом видение ислама Ибн Абд аль-Ваххабом не является чем-то новым, напротив, это возврат к чистому, ортодоксальному исламу времен пророка Мухаммада.

---------------------------

1 Васильев А. М. Идеология раннего ваххабизма {XVIII - начало XIX вв.) / А. М. Васильев // Народы Азии и Африки. - 1965. -№6.-С. 121.

2 Маевская Л. Б. Осторожно экстремизм! / Л. Б. Маевская. -Киев, 2002.-С. 107.

3 Муфтий Мекки Зайни Дахляни. С чего начинается ваххабизм? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.islam. ru/, свободный.

4 "Нет божества, кроме Аллах" - "Ля иляха илля Ллах".

5 Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими. Книга единобожия. - М.: Издательский дом "Бадр", 2000. - С. 28.

6 Коран 51:56.

7 Коран 4:36.

8 Комментарии Абдурахмана ас-Саади из Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими. Книга единобожия. - М.: Издательский дом "Бадр",2000.-С. 23.

9 Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими. Указ. соч. С. 30.

10 40 хадисов имама ан-Навави / перевод: к.и.н. В. Нирша. - М., 2001.-С. 326.

11 Там же, С. 318-319.

12 Там же, С. 327.

13 Там же.

14 Закят - один из пяти столпов ислама; очистительная милостыня, или добровольный налог, выплачиваемый с определенного размера имущества раз в год неимущим.

15 Сулейман ибн Абд ар-Рахман аль-Хукайль. Указ. соч. С. 81.

16 Там же, С. 82.

17 Коран - от арабского глагола "кара'а" ("читать"), полное название священного писания мусульман - "Кур ан аль-Кярим" ("Великодушный Коран").

18 Коран 4: 59.

19 Иджтихад - букв, "старание", "усердие" (от арабского глагола "джахада" - "напрягаться", "прилагать усилия"); вынесение суждений относительно тех или иных постановлений и действий в исламе на основе Корана и сунны.

20 Сулейман ибн Абд ар-Рахман аль-Хукайль. Указ. соч. С. 89.

21 Имеются в виду основатели четырех мазхабов (толков, правовых школ): ханифитский - основатель Абу Ханифа ан-Ну'ман бин Сабит (699-767); маликитский - основатель Малик бин Анас (713-795) шафиитский - основатель Мухаммад бин Идрис Аш-Шафи'и (767-820); ханбалитский- основатель Ахмад бин Ханбал (780-855). Различаются они не по религиозному, а по юридическому принципу

22 Сулейманибн Абд ар-Рахман аль-Хукайль.Указ. соч. С. 89-90.

23 Там же.24 Васильев А. М. Указ. соч. С. 114 (примечания).


Категория: Мои статьи | Добавил: GANSDOG (09.09.2013)
Просмотров: 2113 | Теги: саудиты, Мухаммад ибн абд аль-ваххаб, Вахабизм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

GansdoG © 2024